Метал


Метал

Мета́лл, или мета́л, ме́тал (от англ. metal) — жанр рок-музыки, появившийся из хард-рока в начале и середине 1970-х гг, преимущественно в Англии и Соединённых Штатах Америки. Метал характеризуется «тяжёлыми» риффами электрогитар, искажённых эффектом дисторшн, затяжными гитарными соло и агрессивным ритмом.

Метал имеет достаточно большое число стилей, от сравнительно «мягких» (таких, как, например, классический хеви-метал) до весьма «тяжёлых» и неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей (дэт-метал, блэк-метал и т. п.).

Музыка «металлических» жанров распространена практически во всех странах, но наиболее крупные сцены сформировались в северной Европе (Британия, Скандинавия, Германия) и северной Америке (США, Канада). Во всех странах Европы, включая Россию, существуют развитые региональные сцены, так же как и в Бразилии, Японии и многих других неевропейских странах. На Ближнем востоке, за исключением Израиля и Турции, тяжёлый рок менее развит из-за жёстких цензурных ограничений.



Название

Относительно происхождения названия «тяжёлый метал» — «Heavy metal» — существует несколько версий и несколько источников. Это выражение возникло в среде хиппи и битников в начале 1970-х, но откуда пришло в их сленг — остается предметом дебатов.
Писатель Уильям Берроуз в 1962 году, за десятилетие до формирования жанра, использовал словосочетание «Heavy metal» в романе «Нова Экспресс», описывая инопланетян. («Тяжелые металлические Люди с Урана, окутанные прохладной голубой дымкой испарившихся банкнот… И Люди-Насекомые Минро с металлической музыкой…») Слова «Heavy metal thunder» есть в песне группы Steppenwolf — «Born to Be Wild», выпущенной в 1968 году. Эвфемизм «heavy metal» среди артиллеристов означал громкую канонаду, и, по-видимому, изначально использовался по отношению к хард-рок музыке как эпитет за громкость и ритмичность.

Известно, что «Heavy metal» как музыкальный термин был впервые применен к альбому Kingdom Come группы Sir Lord Baltimore критиком Майком Сандерсом и популяризован критиком Лестером Бэнгсом в его статьях о Led Zeppelin и Black Sabbath. Поначалу критики не делали никаких различий между «хард-роком» и «хэви-металом», которые сейчас считаются разными жанрами. В английском языке нет различия между «металом» как общим направлением и его изначальным, классическим видом «хэви-метал». Однако в других языках, в том числе в русском, понятия считаются отдельными.
Существуют разные мнения относительно того, как должен называться этот стиль на русском языке. В Рунете наиболее распространено написание «мета́лл», что является переводом на русский английского слова metal. Другой распространенный вариант написания «ме́тал» - прямая транскрипция английского слова. Словарями этот вопрос не урегулирован, и оба варианта считаются приемлемыми. Так, «Энциклопедия отечественной рок-музыки» использует вариант «метал». В названиях подстилей чаще всего используется второй вариант (спид-ме́тал, пауэр-ме́тал и т. д.)



Характеристики

Основные характристики метала — «тяжёлые» риффы, исполняемые на электрогитарах со звуком, искаженным эффектом дисторшн, продолжительные гитарные соло, плотная ритм-секция бас-гитары и ударных, и резкий, энергичный вокал. Различные поджанры по-разному отражают, изменяют эти атрибуты, или лишаются некоторых из них. Корни метала — в блюз-роке, но жанр ушел от импровизационности и негритянской мелодики блюза к более жесткому и помпезному «европейскому» мелодизму, лишенному свинга. По мнению критика New York Times, в родословном древе популярной музыки, метал — один из важнейших видов рока — это стиль с меньшим синкопированием, большим элементом шоу и культом силы. Из всех видов рок-музыки, метал является наивысшей точкой громкости, мужественности и театральности, пишет Allmusic.

Типичный состав метал-группы включает в себя ударника, бас-гитариста, соло-гитариста, ритм-гитариста, и вокалиста, который чаще всего не играет на других инструментах. Некоторые группы используют клавишные инструменты в аранжировке. Это характерно для групп в таких жанрах, как прогрессив-метал и симфоник-метал. Остальные инструменты для метала нетипичны, хотя существуют экзотические примеры использования виолончели, скрипки, флейты, саксофона или народных инструментов. Как правило, такие инструменты в метале играют роль аранжировки и не являются основными.

Электрогитара и мощь звука, усиленного комбиками, исторически остается центральным элементом метала. Гитаристы часто играют с использованием педалей дисторшна, чтобы создавать перегруженный, «тяжёлый» звук. С начала 80-х группы стали традиционно использовать двух гитаристов. В таких группах, как Iron Maiden и Judas Priest, два-три гитариста исполняют попеременно и соло, и ритм-партии. Центральный элемент метал-композиции это гитарное соло. По мере развития жанра, все более сложные и скоростные соло и риффы становились приметами стиля. Гитаристы используют тэппинг и другие приемы скоростной игры, и многие поджанры метала требуют виртуозной игры.

Центральная роль гитариста в метале разрушает традиционную в рок-музыке роль лидера-фронтмена, которую обычно брал на себя вокалист. Это создает некое подобие двойного лидерства или даже конкуренции. Метал требует подчинения вокала общему звучанию группы. Виды вокала в метале разнообразны: это и многооктавные высокие тенора, как Брюс Диккинсон и Ронни Дио, и хриплые низкие голоса Джеймса Хэтфилда и Лемми Килмистера, и «гроулинг» — низкий рык дэт-метал вокалистов, и «скриминг» — кричащий вокал, и женские оперные сопрано (Тарья Турунен).

Бас-гитара играет также важную роль в метале, создавая тот низкий звук, который делает музыку «тяжёлой». Басовые партии в метале разнообразны. В некоторых группах бас-гитара является ключевым инструментом — так, басист Metallica Клифф Бёртон играл сольные партии наравне с гитаристами. Бас-гитаристы в метале чаще играют с помощью медиатора, что позволяет достичь большей скорости, но встречаются и образцы более сложной игры пальцами. В экстремальном метале (дэт-метал, блэк-метал) бас-гитара может быть тоже искажена эффектом дисторшна, чтобы добитсья более «тяжёлого» или «грязного» звука. Другие используют пяти- и даже шестиструнные басы.

Ударная партия в метале играет большую роль. От ударников требуется большая скорость и координация, чтобы играть сложные и скоростные ритм-партии. Ударная установка для метал-группы обычно использует намного больше оборудования, чем стандартная. В неё обязательно входят басовый барабан (чаще два, или с карданом), а также расширенные комплекты тарелок и томов.



История развития


1970—1980-е: Традиционный метал

Появившись в начале и середине 1970-х, метал прошел длительный путь развития и разветвления. Начавшись в 70-х как единый стиль (хэви-метал), металлическая музыка достигла пика популярности в 80-е, после чего породила более экстремальные свои формы, а в 90-е и в настоящее время пережила период «кроссоверов», смешений с другими жанрами музыки. На данный момент, насчитывается более десятка основных его поджанров, и еще больше — смешанных и региональных разновидностей.
-Хеви-метал-
Однозначной границы, где хард-рок перешёл в хэви-метал, критики не выделяют, и многие группы относят в оба жанра (т. н. «хард-н-хэви»). В первой половине 70-х в музыке хард-рок групп, таких как Black Sabbath, Rainbow и Deep Purple, появились более скоростные и агрессивные композиции, основанные на гитарном риффе. Эти группы и получили одними из первых ярлык «металлических», хотя сами музыканты зачастую от него открещивались. Эта музыкальная тенденция получила развитие в движении «Новой волны британского Хэви-метал» (NWoBHM), чьи представители — Judas Priest, Iron Maiden, Saxon — создали узнаваемое звучание, в наши дни наиболее ассоциирующееся с понятием хэви-метал. Группы «НВоБХМ» играли более скоростную музыку с длинными соло и пронзительным высоким вокалом. Они отметились более вызывающими текстами о войне и мистике, использовали в оформлении альбомов и концертов атрибутику фильмов ужасов и средневековья. Они ввели сценический имидж, ставший стереотипным. (см. метал и имидж) Сольные проекты Ронни Дио и Оззи Осборна двигались в том же направлении.
Стиль быстро распространился по Европейским и атлантическим странам в течение 80-х. Появилось большое количество неанглийских групп. В ФРГ это были Accept, Manowar в США, Ария в СССР. Поджанр Глэм-метал (или хэйр-метал, «метал волосатых») возник в США как продолжение глэм-рока с утяжелённым звучанием. Он отличался от хард-н-хэви не столько техническими показателями, сколько экстравагантной, вызывающей внешностью исполнителей и более миролюбивыми текстами песен — о любви и сексе. Его родоначальниками стали Kiss, Mötley Crüe, Twisted Sister.

-Трэш-метал-
В начале 80-х на американской сцене появились ряд групп — Metallica, Anthrax, Slayer, Megadeth — исполнявших новую, более тяжёлую и ритмичную разновидность метала, которая получила название Трэш-ме́тал (англ. thrash — «молотить») Этот жанр близок к спид-металу, с ощутимым влиянием панк-рока, имеет достаточно жёсткое, грубое, часто диссонансное звучание и исполняется на высокой скорости. Основой для трэш-метал стало стаккато барабанов и бас-гитары, что и послужило причиной названия. Независимо от американской сцены, в Германии благодаря группам Kreator, Sodom и Destruction развилась своя волна трэш-метал с некоторыми стилистическими отличиями. Трэш-метал стал для своего времени прорывом в тяжёлой музыке и значительно повлиял на последующее её развитие, дав толчок появлению экстремальных жанров, таких как дэт-метал и блэк-метал.
В рамках трэш-метал возник экстремальный подвид «грув-метал» (или «энгри-метал»), представляющий собой более медленный, ритмичный и тяжелый трэш с более жестким вокалом и влиянием хардкор-панка. Pantera и Sepultura добились в нем наибольшей известности.

-Спид-метал и Пауэр-метал-
Жанр спид-метала поначалу был неотделим от трэш-метала, и обозреватели почти не разделяли их. Спид-метал находится на стыке традиционного хэви, трэш-метал и более позднего пауэр-метал. Название speed (скорость) жанр получил от скоростной игры музыкантов. Вокал и ритм спид-метал близки к трэшу, однако композиции намного более мелодичны. Для спида характерны короткие фрагменты соло между каждым куплетом. К спид-металу относят ранние работы таких групп, как Running Wild, Blind Guardian, Helloween, Rage, Motörhead, Iced Earth. Особенно прижился этот жанр в Германии.
Из спид-метал в конце 80-х начала выделяться ветвь групп, исполняющих более мелодичную, жизнерадостную и доступную слушателю музыку с чистым высоким вокалом, построенную на квинтовых аккордах (англ. power chord). Жанр, получивший название пауэр-метал, отличается большой скоростью, мелодичностью, виртуозностью соло-гитар. Вокал в таких группах обычно чистый и высокий тенор, а в припеве часто вступает бэк-вокал. Этот стиль впервые появился на альбомах групп Helloween и Running Wild, и получил развитие в работах родственных Blind Guardian и Gamma Ray. К его развитию приложили руку финны Stratovarius, сделавшие звучание еще более мелодичным.

В конце 90-х группы Nightwish, Rhapsody и Kamelot ввели в моду «симфонические» аранжировки песен с использованием клавишных и иногда — живых оркестров. Впоследствии симфонический пауэр-метал очень сблизился с появившимся в то же время симфоник-металом. Пауэр-метал часто касается тематики фантастики и мифологии в текстах. Группы в этом жанре выпускают концептуальные альбомы и даже серии альбомов со сквозными сюжетами («Сага об Алгалорде» Rhapsody), записывают совместные рок-оперы (Avantasia, Эльфийская рукопись). Средневековая эстетика пауэр-метал групп выглядит более светлой и оптимистичной, включая в себя образы рыцарей, драконов и бардов.



1980—90-е: Экстремальный метал

В конце 80-х, исчерпав традиционные формы выражения, многие группы начали прибегать к радикальным. Среди общих тенденций — утяжеление музыки, маргинальность текстов и ввод новых, «брутальных» видов вокала (гроулинг, скриминг). Эта тенденция получила название «экстремальный метал»

-Дэт-метал-
Дэт-ме́тал (англ. death — «смерть») — один из наиболее «тяжёлых» видов метала, появившийся в США в конце 80-х в творчестве групп Death и Obituary. Развитие жанр получил в музыке групп Vader, Morbid Angel. Дэт является развитием трэш-метала, но исполняется с ещё большей скоростью, зачастую с использованием экстремально скоростного бласт-бита. Вокалисты чаще всего использует «рычащую» манеру пения, известную как «гроулинг». Тематика дэт-метал радикальна, преобладают тексты о смерти, убийстве, разрушении, насилии. Жанр иногда условно делят на классический дэт-метал, брутальный дэт-метал и мелодичный дэт-метал.

В Европе, особенно в Скандинавии, в 90-е сформировалась сильная дэт-метал сцена и поджанр мелодический дэт-метал. От традиционного, «брутального» дэта он отличался большим разнообразием гитарных риффов, обилием и мелодичностью соло-партий, низкой настройкой гитар, и иногда — использованием клавишных. Мелодичный дэт многое впитал от таких жанров, как спид-метал и пауэр-метал. Самые известные представители — In Flames, Children of Bodom, Dark Tranquillity, Arch Enemy. Жанр по коммерческому успеху сравнялся с традиционными видами метала.

Напротив, более брутальное, тяжёлое и бескомпромиссное звучание приобрели группы Cannibal Corpse, Napalm Death, Carcass и другие в жанрах Дэткор и грайндкор, которые уже практически отказались от мелодии и любого чистого звука под влиянием таких жанров, как металкор и хардкор-панк.

-Блэк-метал и ответвления-
Блэк-ме́тал (англ. black — «чёрный») возник в Скандинавии и Великобритании в конце 80-х в ранних альбомах групп Venom и Bathory. Характеризуется искажённым, режущим слух «сырым» (raw) звучанием, регулярным использованием бласт-бита, что делает его достаточно близким в музыкальном плане к дэт-металу. Вокал используется «брутальный», скриминг (крик) или, реже, гроулинг (рык). Особое распространение стиль получил в 90-е в Норвегии и Финляндии, благодаря группам Mayhem, Darkthrone, Burzum, Immortal, Satyricon. Блэк-метал — один из самых идеологизированных подстилей метала. Популярными темами в блэк-метале являются сатанизм, мизантропия, оккультизм, язычество, нигилизм. Блэк-металлисты часто выступают в сценическом гриме (т. н. корпспэйнт — раскраска трупа) и/или сценических костюмах.

Поджанр Симфо-блэк-метал сформировался в середине 90-х с появлением симфоник-метала и ростом популярности его «симфонических» аранжировок. Симфо-блэк-группы добавляли в свою музыку клавишные и симфонические инструменты, записывались с певицами с «оперным» вокалом. Родоначальниками стиля стали Dimmu Borgir, Emperor и Cradle of Filth. Многие из симфо-блэк коллективов отошли от радикальной тематики и начали использовать темы фантастики, литературы ужасов или народной мифологии, особенно нордической. Примерно в то же время большое количество групп в северной и восточной Европе начали эксплуатировать тему язычества в текстах и имидже, и фолклорные аранжировки в музыке, иногда почти полностью переходя в фолк-метал, но сохраняя рычащий вокал. Стили получали название Викинг-метал или Паган-метал (языческий метал), в зависимости от тематики. Этот стиль зародился в поздних альбомах Bathory и Falkenbach, и был развит Ensiferum, Finntroll, Moonsorrow, Turisas.

-Дум-метал-
Дум-ме́тал (англ. doom — «рок», «гибель») иногда рассматривается как противоположность скоростным видам экстремального метала, хотя имеет с ними немало пересечений. Это медленный, меланхоличный, но достаточно тяжёлый стиль, в котором часто используется рычащий вокал, гроул. Дум зародился и получил свое название в творчестве групп Candlemass, Paradise Lost и Saint Vitus, хотя отдельные элементы этого будущего направления находят еще у Black Sabbath на их первых альбомах. Дум-метал обычно печален, типичной темой является потерянная любовь, тщетность бытия. Кроме того, многие дум-метал группы обращаются к мифологии и народной культуре, теме древних цивилизаций и верований. Выделяют несколько разновидностей дум-метал: это стоунер-дум (с влиянием стоунер-рока), фьюнерал-дум (самый медленный и депрессивный вид), сладж-дум (с влиянием хардкора). Особеную популярность получил дэт-дум-метал - дум с влиянием дэт-метал, где обязательно используется гроул. В настоящее время большинство дум-метал групп склоняются к этой разновидности. Его известные представители - Anathema, Amorphis, My Dying Bride. В последние годы многие более легкие дум-метал-группы перешли в более мелодичный и массовый жанр готик-метал, произошедший от слияния дум-метал с готик-роком.



1990—2000-е: Пограничные жанры

1990-е годы стали для метала периодом «кроссоверов» — смешения и взаимопроникновения с другими стилями музыки. В это время сформировалось много групп, сочетающих метал с классической симфонической музыкой, народной музыкой, прогрессив-роком, готик-роком и другими традиционными жанрами.

-Прогрессив-метал-
Из соединения прогрессивного рока и различных видов метала к концу 80-х в творчестве групп Dream Theater, Queensrÿche развился прогрессивный метал. Он включает в себя комплексные композиционные структуры, причудливые музыкальные размеры и профессиональную технику игры на музыкальных инструментах. Для погрессив-метала характерны довольно длинные песни и концептуальные альбомы. В 90-е и 2000-е жанр получил развитие в творчестве Ayreon, Symphony X, Opeth. Как и пауэр, прогрессив-метал склонен к концептуализму в альбомах. Дальнейшее развитие прогрессивной музыки породило такие экспериментальные разновидности прогрессива, как авангардный метал и пост-метал, в которых элемент метала является лишь одной из многих составляющих. Такие группы как Ulver и Arcturus, начинавшие как экстремальные метал-группы, впоследствии создали уникальные смеси метала с далекими от метал-музыки жанрами и инструментами.

-Готик-метал-
Готик-метал появился как ответвление в дум-метале в начале и середине 90-х. Дум-метал группы Paradise Lost и My Dying Bride причастны к его появлению. Готик-метал представляет собой сочетание готик-рока и метала, и основан на дэт-дум метале. Брутальный вокал дум-метала часто сочетается с чистым классическим женским в дуэтах, прозванных «красавица и чудовище», сопровождаемых медленными, тяжелыми риффами. Встречается также и чистый мужской вокал. В середине и конце 90-х эту линию развивали группы Lacrimosa, Theatre of Tragedy, Tristania, Lacuna Coil и другие. Эстетика готик-метала отошла от пост-панковой и приблизилась к более аристократической, в духе готических романов и викторианской эпохи.

-Симфоник-метал-
В середине 90-х, под влиянием готик-метала, дум-метала и прогрессив-метала сформировался жанр, обьединяющий метал и классическую музыку. Симфо-метал группы используют женский оперный вокал, хор, симфонические музыкальные инструменты или их имитацию с помощью синтезатора. Нередко симфо-метал группы выступают с целыми оркестрами и множеством вокалистов с разными голосами. Основателем считается группа Therion из Швеции, которая впервые полностью совместила традиционный метал с оркестром и оперным вокалом. Жанр получил особое распространение в Европе, многие группы, игравшие пауэр-метал (Nightwish, Rhapsody), готик-метал (Within Temptation, After Forever, Epica) начали использовать в своей музыке симфонические и клавишные аранжировки. На стыке с блэк-металом возник симфоник-блэк-метал (Dimmu Borgir, Cradle of Filth, Graveworm).

-Фолк-метал-
Фолк-метал - жанр, смешивающий фолк-музыку и метал. Впервые подобный эксперимент продемонстрировали Skyclad в начале 90-х, смешавшие кельтскую музыку с трэш-металом. Также к ранним представителям относят Amorphis, внедривших элементы народной музыки Финляндии в дэт-дум-метал. В середине 90-х в рамках жанра сложились локальные сцены. Немецкие фолк-метал группы смешивали индастриал-метал (Neue Deutsche Harte) с использованием средневековых музыкальных инструментов (Subway to Sally, In Extremo, Tanzwut). В Израиле возник «восточный метал», содержащий элементы арабской музыки (Orphaned Land, Melechesh). В Ирландии возник кельтский фолк-метал (Cruachan, Primordial).
В начале 2000-х новая волна групп из Скандинавии создает свой фолк-метал, смешанный с викинг/паган-металом. Известные группы, играющие на стыке этих жанров, появляются в Финляндии (Finntroll, Korpiklaani, Moonsorrow, Ensiferum), Швеции (Otyg, Vintersorg), Норвегии (Trollfest).



1990—2000-е: Альтернативный метал

Метал оказал влияние на другие жанры тяжелой рок-музыки, в частности, альтернативную сцену. В 90-е, в особенности в США, появилось большое количество стилей, обьединяющих альтернативную музыку и метал. Термин «альтернативный метал» очень неточен и обычно используется для описания групп с уникальным подходом к металу или в музыке которых сложно отделить метал от альтернативного рока. Отнесение «альтернативных» групп к металу часто является спорным моментом: одни обозреватели считают их разновидностью метала, другие — разновидностью альтернативного рока, только подвергшейся влиянию метала.

-Нью-метал-
Основной и самый популярный вид альтернативного метала, эти названия часто используются как взаимозаменяемые синонимы. Нью-метал (жаргонное Nu-metal — «новый метал», иногда также называется modern-metal) образовался в США в начале 90-х в результате смешения популярного в то время гранжа, хардкора, метала и впоследствии рэпкора. Тяжелое звучание нью-метал групп сочетается с использованием разного вида вокала, от чистого до скрима и рэпа, и аранжировками с использованием электронных инструментов. В состав нью-метал групп часто входит ди-джей и несколько вокалистов, владеющих разными стилями пения, от речитатива до чистого вокала; либо от основного вокалиста требуются такие же разносторонние способности. Нью-метал отказался от упора на мастерство гитариста, характерного для традиционного метала, и гитарные партии здесь обычно просты и ритмичны. Группу Korn считается прародителем поджанра, а развили его Slipknot, Deftones, P.O.D. и др. Среди известных групп более позднего периода — System of a Down, Ill Nino. Linkin Park и Limp Bizkit представляют собой более легкую ветвь нью-метал, сросшуюся с альтернативным роком и рэпкором. Tool сочетают альтернативный метал с прогрессивным. Жанр имел большой коммерческий успех в Америке и за ее пределами. Исполнители нью-метал — среди немногих «тяжелых» групп, чьи видеоклипы регулярно появляются в хит-парадах телеканала MTV. Тексты нью-метала, в отличие, от традиционных видов метала, обычно лишены темы фантастики и ужасов, и посвящены личным переживаниям либо проблемам общества.

-Индастриал-метал-
1990-е стали временем появления индастриал-метала — смесь метала и индастриала. Для него характерно использование риффов из хеви-метала, «индустриального» синтезатора и вокодера, сильно искажённого звука гитар и искаженного вокала. [34] Такое сочетание появилось впервые в творчестве групп Ministry и KMFDM, а также Роба Зомби. Наиболее известными современными предствителями являются Nine Inch Nails, Pain, Rammstein, Oomph!, Marilyn Manson. Жанр особенно прижился в Германии, где выделяют сцену Neue Deutsche Härte.

Исполнители индастриал-метал склонны к эпатажу, вызывающему сценическому имиджу, сценическим шоу и скандальным видеоклипам. Так, Rammstein часто заигрывают с экстремальной сексуальностью, Мэрилин Мэнсон поддерживает «сатанинский» имидж, Роб Зомби посвятил свое творчество тематике ужасов и смерти.

-Металкор-
Металкор появился в конце 80-х в США как смесь элементов хардкор-панка с трэш-металом. В наши дни ранний металкор называют кроссовер-трэшем. К его представителям относят D.R.I., Corrosion of Conformity, Cro-Mags. Дальнейшее развитие металкора связано с внедрением элементов хардкора в другие жанры метала. К представителям его относят Integrity, Converge, Hatebreed. Однако наибольшую популярность металкор приобрёл с появлением мелодик-металкор групп, таких как Trivium, Bullet For My Valentine, As I Lay Dying, Underoath и других. К поджанрам металкора относят маткор и дэткор, соответственно с сильным влиянием мат-рока и дэт-метала.



Культурный феномен


Тексты и тематика

Смысл и идейная направленность текстов песен зачастую разнится от направления к направлению, сохраняя при этом некоторую общность. Для всех видов метала характерны отвлечённость, обращение к аллегорическим, фантастическим темам, зачастую эскапизм, патетичность, а также, для большинства поджанров, — воинственность и агрессия, культ сильной личности. Так, для дэт-метала типичны темы насилия и смерти, для дум- и готик-метала — темы печали, меланхолии и отчаяния, для блэк-метала — оккультные темы, пауэр-метал часто обращается к темам сказок и фантазии. Трэш-метал имеет наименее отвлечёную тематику, обычно посвящённую проблемам общества, и в этом схож с панк-роком.

Метал-группы самых разных жанров часто обращаются к фантастике, мифологии, литературе ужасов. Вместе с тем, немалая часть текстов метал-групп обращается к более традиционным для рок-музыки материям: личная жизнь, свобода, война. Романтизация войны и насилия делает многие метал-группы обьектом критики прессы. Но несмотря на внешнюю агрессивность, лирика метал-групп является скорее элементом стиля и имиджа, а не призывом к насилию; сами музыканты и их поклонники часто относятся к таким текстам с должной иронией. Тексты металлистов менее привязаны к личности и эмоциям автора и исполнителя, чем у других рок-групп. За счёт этого они зачастую более последовательны и связны, сюжетные песни по мотивам книг и концептуальные альбомы являются обычным делом.



Метал и религия

Взаимоотношения тяжёлой музыки и организованной религии всегда были сложными. Вызывающие тексты некоторых метал-групп, их имидж и эстетика часто раздражали консервативную общественность, и в том числе, религиозных деятелей. В прессе периодически появляются статьи, обвиняющие метал в пропаганде сатанизма, суицида и насилия. В свою очередь, многие известные музыканты имеют ярко выраженную антирелигиозную позицию. В то же время, существует немало примеров мирного сосуществования и даже взаимодействия религии и метала. Тексты таких групп, как Black Sabbath и Iron Maiden вызывали неприятие у религиозных общин, в первую очередь протестантских. В лирике этих групп содержались упоминания дьявола, описания мистических ужасов, «чертовщины». Религиозные критики сравнивали рок-концерты с чёрными мессами. Однако сами музыканты, как правило, не были членами каких-либо оккультных обществ, и рассматривали мистику в своем творчестве как часть шоу. Многие из них были верующими христианами.

С появлением экстремальных форм тяжёлой музыки появилась и новая идеология. Исполнители блэк-метал, в отличие от представителей других жанров, действительно были носителями радикальной идеологии, противниками христианства. Однако, отрицая традиционные религии, музыканты блэк-метал становились сторонниками и даже проповедниками новых религиозных течений: сатанизма, неоязычества. Особенный размах это приобрело в Скандинавии, где из исполнителей и поклонников блэк-метал сформировался т. н. «Внутренний Круг»: боевая организация, занимавшаяся поджогами церквей и нападениями на нейтральных металлистов, которых члены Внутреннего Круга считали «позёрами». Среди участников таких нападений были представители влиятельных групп: Burzum, Mayhem, Gorgoroth. Многие из них получили тюремные сроки за свои действия.

В отличие от блэк-метал, в других жанрах не сформировалось религиозной идеологии. Более того: многие группы в своих текстах заявляли о неприятии любой организованной религии как таковой, традиционной или нет. Любая религия, с их точки зрения, есть средство управления массами. В особенности часто эта тематика встречалась в произведениях групп трэш-метал. Среди отрицавших саму идею религии — Slayer, Rage, и др. Существует также немалое количество исполнителей, чьи тексты содержат положительный взгляд на христианство. Существует поджанр христианский метал, исполнители которого — верующие, воцерковлённые христиане — исполняют песни о вере и боге. Например, редким представителем африканского метала является отец Чезаре Боницци, монах-капуцин, исполняющий хэви-метал. Даже внутри блэк-метал возник протестный поджанр христианского блэк-метала. Также, многие исполнители из других жанров, не относящиеся к христианскому металу, являются христианами. В текстах песен и в интервью в симпатии к христианству признавались музыканты Dream Theater, Megadeth, Blind Guardian, Nightwish, Lacrimosa. В особенности это распространено в России, где практически не было антагонизма между рок-музыкой и религией: такие группы, как Легион, Чёрный Кофе, Catharsis, поют открыто христианские тексты.

На востоке, особенно в исламских странах, антагонизм общественности и тяжёлой музыки значительно сильнее. Многие группы и стили здесь просто запрещены. Так, все альбомы Metallica, прошлые или будущие, запрещены к выпуску в Иордании. Вызывающе антирелигиозная обложка альбома Slayer привела к его запрету в Индии. В Малайзии полностью запрещён блэк-метал.



Метал и имидж

Метал породил субкультуру своих поклонников — т. н. металлистов. Исполнителям и поклонникам метала присущ особый стиль одежды. Хэви-метал группы 80-х, такие как Iron Maiden и Manowar выступали в обтягивающих трико и майках без рукавов, и, по примеру рокеров и хиппи 60-70-х, отращивали длинные волосы. Однако более традиционным стал впоследствии имидж, включающий в себя кожаные куртки и штаны, металлические цепи и заклёпки, а также чёрные майки с символикой метал-групп. Первопроходцем во внедрении кожаных аксессуаров в среду металлистов считается вокалист Judas Priest Роб Хэлфорд. Этот имидж был подхвачен другими группами, такими как Manowar, Slayer, Ария, HammerFall и др.

Влияние на моду металлистов оказали и байкеры, движение мотоциклистов, близкое металлистам. В частности, тем и другим свойственны татуировки. Многие метал-группы воспевали мотоциклы и быструю езду как символ свободы, силы и независимости. В свою очередь, метал стал самым популярным жанром музыки среди байкеров. «Коза», жест двумя пальцами руки, стала постоянным атрибутом концертов тяжёлой музыки. Её ввел в употребление Ронни Дио, вокалист Black Sabbath. В древности этот жест использовался суеверными, чтобы отпугивать злых духов, но в среде металлистов стал знаком одобрения, приветствия исполнителю.



Реклама: Сруб бани из пскова сруб бани псков
                                               
My-rock-life.narod.ru © 2009 год. Сайт оптимизирован для просмотра с разрешением 1024х768
Hosted by uCoz